Главная » Новости » Лента новостей

КАК В БЕЛАРУСИ НАРУШАЮТСЯ ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: МАРТ РАССКАЗАЛ О НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫХ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН

119

 

В топе проблемных вопросов – продажа товаров ненадлежащего качества, предоставление недостоверной информации, завышение цен и невозможность вернуть покупку.

Больше всего жалобщиков в Минске

По данным Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ), в первом полугодии 2020 года в Беларуси составлено 5157 обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей. Их рассматривают МАРТ, а также местные исполнительные и распорядительные органы. Для сравнения, за 1-е полугодие 2019-го таких заявлений было 5058.

Таким образом, специалисты отмечают рост общего количества рассмотренных обращений на 2%. Наибольшее количество жалоб поступило в администрации районов Минска – 39% от общего количества. Исполкомы Брестской области рассмотрели 17% обращений, Могилевской области – 12%, Минской – 10%, остальные – менее 9%.

Как сообщает пресс-служба МАРТ, структура обращений в области защиты прав потребителей на протяжении последних нескольких лет сохраняется: обращения по вопросам нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, в том числе торговли через интернет-магазины, составляют более 35% от общего количества, по услугам – примерно 65%. Сюда относятся жилищно-коммунальные услуги, бытовое обслуживание, услуги сервисных центров и другие, в том числе туристические, медицинские, финансовые, перевозчиков, связи.

Список «больных» тем

В 1-м полугодии 2020 года основными вопросами, с которыми наиболее часто обращались граждане, были:

  • приобретение товаров ненадлежащего качества;
  • предоставление ненадлежащей (недостоверной) информации о товарах (в том числе на сайтах интернет-магазинов);
  • невозможность вернуть товары, приобретенные во время проведения презентаций;
  • повышение интернет-продавцами цены на товар уже после подтверждения заказа на покупку и отказ доставить его потребителю на условиях, размещенных на сайте интернет-магазина (по цене, указанной на сайте);
  • нарушение продавцами интернет-магазинов сроков возврата денежных средств, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, за товар надлежащего и ненадлежащего качества;
  • навязывание потребителям расширенной гарантии при приобретении технически сложных товаров.

Особенность обращений в условиях COVID-2019

Особенностью 1-го полугодия 2020-го стало значительное количество обращений, связанных с односторонним отказом потребителей от туристических путешествий в связи с распространением COVID-2019 и невозможностью исполнить договора туристических услуг, заключенных с потребителями, по причине закрытия границ. Также были обращения по поводу возврата стоимости входных билетов на культурно-зрелищные мероприятия, абонементов в бассейн, фитнес-клубы. Потребители жаловались и на то, что им не предоставляют право выбрать форму оплаты (наличная, безналичная) за заказанные в интернет-магазине товары.

По сообщению МАРТ, актуальными остаются и обращения потребителей, связанные с приобретением товаров на сайтах и через социальные сети, которые в силу действующего законодательства не являются интернет-магазинами. Так, потребители не обращают внимание на отсутствие на сайте информации о продавце, местах нахождения торговых объектов, в которых можно приобрести товар, либо гиперссылки на зарегистрированный в торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазин. В этих случаях отправителями товаров являются физические лица либо субъекты хозяйствования, расположенные за пределами Беларуси.

Как итог – более 200 протоколов и материальный ущерб

По итогам работы соответствующие органы в Беларуси в 1-м полугодии 2020-го составили 220 протоколов об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей и торговли; вынесли 102 предписания о прекращении нарушений прав потребителей. Субъектам хозяйствования направлялись рекомендации и предупреждения, проводилась разъяснительная работа.

В итоге, по результатам рассмотрения обращений в досудебном порядке потребителям возмещено материального ущерба на сумму 305,2 тыс. белорусских рублей.

1prof.by

Фото Александра ПОБАТА

Наши контакты

Наш адрес

230029, г. Гродно, ул. Коммунальная, 32

8 (0152) 62-50-11

obkom.apk.grodno@mail.ru

Время работы

Пн-Чт: 8.00 - 17.00

Пт: 8.00 - 15.45

Сб-Вс: выходной